Чем болеет сердце? Сердечно-сосудистые заболевания: их лечение и профилактика

Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире. Это одна из самых актуальных проблем во многих странах, в том числе и в Армении. О том, какие болезни грозят человеческому сердцу, что приводит к инфаркту и поражению сосудов и еще о многом другом важном с нами делится инвазивный кардиолог Наринэ Сааковна Годжабашян.

— Наринэ Сааковна, 1996 год считается началом эры интервенционной медицины в Армении. Благодаря этому методу, многие люди смогли избежать развития серьезных сердечно-сосудистых заболеваний. Несмотря на то, что с этого момента прошло почти четверть века, для многих внутрисосудистые манипуляции  продолжают оставаться чем-то непонятным и загадочным…

— На самом деле это так, и многие пациенты не могут полностью осознать, как происходит диагностика и терапия заболеваний сердечно-сосудистой системы при помощи катетеризации через кожу.  Однако, как бы это ни было трудно для восприятия, мы, прежде чем провести операцию, подробно, доступным языком объясняем весь процесс как самому больному, так и его родственникам. Очень часто нас спрашивают, каким образом мы проникаем внутрь сердца и стентируем сердечные артерии. Должна сказать, что природа все очень умно придумала, и что эти самые сердечные артерии, которые принято называть коронарными, находятся снаружи и словно корона обхватывают сердечную мышцу. Только лишь очень мелкие сосуды, которые являются «ветвями» этих артерий, проникают внутрь мышцы и питают ее. Когда сосуд закрывается, то происходит ишемия, а если кислород не поступает в сердце в течение 10  минут, то это уже приводит к инфаркту миокарда. За этим следуют некроз (омертвение) и рубцевание.  Участок, где появился рубец, уже ничем не вернуть, и сердце начинает работать не в полную силу. Вся наша борьба − обнаружение  и предотвращение угрозы инфаркта − делается для того, чтобы сохранить самое дорогое – сердечную мышцу. Конечно, человек может жить и с половиной сердечной мышцы, но в этом случае качество его жизни резко ухудшится. Представьте себе карету, которую несут три лошади, если две из них упадут, то третья будет тащить весь груз на себе и скоро выбьется из сил. Так и в случае с сердцем: когда нагрузка на здоровый участок бывает очень большой, то мышца расслабляется, и тогда у человека развивается сердечная недостаточность. Для того чтобы этого не произошло, после инфаркта пациенты должны строго следовать всем предписаниям врача, принимать препараты для поддержания здоровой части сердца. Кстати, вы, наверное, слышали o государственной программе «Stent for life», благодаря которой всем пациентам с диагнозом «острый инфаркт» незамедлительно оказывается бесплатная медицинская помощь: устанавливается стент без покрытия в просвет поврежденного сосуда. Это делается с целью  быстрого открытия сосуда и восстановления кровотока. В английском варианте считается, что между тем, как пациент войдет в операционную, и тем, как ему установят стент, должно пройти не более 90 минут. Это тот золотой стандарт, за который можно предотвратить серьезные потери.  Образно говоря, это похоже на то, когда вы с утра забыли полить цветок, и он завял, но когда вы, спохватившись, днем поливаете его, то некоторые из его листьев вновь оживают.

 — Какие симптомы свидетельствуют о том, что человек находится в прединфарктном состоянии?

— В первую очередь – это давящая боль, которая отдает в левую половину грудной клетки: лопатку, плечо, нижнюю челюсть, шею. Некоторые пациенты говорят, что они в эти моменты чувствуют дух смерти. Что нужно в таких случаях? Конечно же, скорейшая госпитализация. Что делают армянские пациенты? В очень многих случаях, они терпят, это я называю «армянским синдромом» − могут выпить что-то успокаивающее, бывает даже идут принимать душ или ванну (!), и, если пронесет, своим ходом, спустя несколько часов после приступа, приходят к врачу.  Иногда мы просто недоумеваем: как им удалось выжить после всего этого? К сожалению, в Армении больные с инфарктом очень редко попадают к нам своевременно, однако, согласно протоколам,  если стентировать сосуд в течение 4-х часов, то шансов на спасение  будет больше.

 — Наринэ  Сааковна, если не ошибаюсь, инфаркт − это одна из форм ишемической болезни. Что представляет собой это заболевaние?

— Ишемическая болезнь сердца предполагает атеросклеротическое поражение коронарных артерий. Это те сосуды, которые питают сердце, снабжая его обогащенной кислородом кровью. Наиболее частая причина этого – атеросклероз коронарных артерий с образованием бляшек и сужением их просвета. Для того, чтобы появилась атеросклеротическая бляшка, нужно от 0 до 6 месяцев.  При этом  в некоторых случаях этот процесс протекает асимптомно. Факторами риска ишемической болезни могут быть различного рода воспаления, сахарный диабет, ожирение,  злоупотребление курением и алкоголем, ожирение, наследственная предрасположенность, малоподвижный образ жизни, переутомление или сильный стресс, причем, не важно, положительный он или отрицательный, ведь в обоих случаях происходит выброс  адреналина, что, в свою очередь, приводит к тахикардии или спазму. Опасность ишемии сердца заключается в развитии тяжелых осложнений при отсутствии ее своевременного лечения, среди которых выделяют инфаркт миокарда, хроническую сердечную недостаточность и нарушение ритма сокращений сердца.

 — Говоря о своевременном лечении, что Вы имеете в виду: медикаментозное лечение, стентирование или шунтирование?

— Независимо от вида лечения, будь то терапия (медикаментозное лечение), или интервенционное, или хирургическое вмешательство, наша цель − предотвратить инфаркт и его последствия, которые не только ухудшают качество жизни больного, но также могут привести к тяжелой инвалидизации и даже летальному исходу.

  — Нарине Сааковна, являются ли  стентирование и шунтирование альтернативными методами лечения?

— Давайте, посмотрим, что такое шунтирование? Это довольно сложная операция на открытом сердце, которая выполняется под общим наркозом.  Ее длительность зависит от сложности и может продолжаться от трех до шести часов. Шунтирование  чаще всего проводится при множественном поражении артерий, сужении коронарных артерий более чем на 70%; сужении левой венечной артерии более чем на 50%.

Стентировние же является малоинвазивной операцией, и вмешательство проводится через небольшой прокол на теле (диаметром не больше 3 мм), в который вставляется катетер. Операция не нуждается в общем наркозе – достаточно местной анестезии. Пациент находится в сознании, и ему не нужно долгое время находиться в стационаре. Уже через 1-3 сутки при нормальных показателях пациента выписывают из больницы.

Перед назначением операции, будь то стентирование или шунтирование, мы в мельчайших подробностях объясняем пациенту и его родственникам, что собой представляет болезнь, к чему она может привести, что будет, если вовремя не вмешаться, какие есть показания и противопоказания, какие могут быть риски и осложнения при том или ином виде вмешательства и т.д.  Больные должны быть проинформированы обо всем, чтобы участвовать в принятии решения…

— То есть выбор того или иного вида лечения Вы оставляете на усмотрение больного и его семьи?

 — Только тогда, когда нет абсолютных показаний к шунтированию. Несмотря на то, что при многососудистом поражении  мы рекомендуем делать открытую операцию на сердце, клинических протоколов, запрещающих  ставить несколько стентов  (в каждый из пораженных сосудов) также нет.  Когда пациент категорически против открытой операций, то есть шунтирования, то в этих случаях я предлагаю ему альтернативное решение – стентирование.  Если этим путем можно добиться нашей главной цели, то есть  минимизировать риски  возникновения инфаркта миокарда, то почему  бы и нет? Сегодня интервенционная медицина  постоянно находит новые пути решения, и, порой, если это необходимо, мы ставим  стенты даже в шунтах. Все очень индивидуально и зависит от качества сосудов больного. Очень важно, чтобы пациент осознавал, что причина болезни кроется  внутри его организма. Ведь у кого-то есть предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, а у других − нет.  Кстати, в данном вопросе очень важен наследственный фактор.

— Наирине Сааковна, в народе бытует мнение, что женщины меньше мужчин подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, в частности инфаркту. Соответствует ли это утверждение истине?

— К сожалению, это не совсем так, поскольку женщины, с наступлением менопаузы становятся потенциальными гипертониками, а это значит, что риск заболевания сердечно-сосудистыми заболеваниями у них с возрастом резко возрастает, причем, в случае сердечных приступов, повышается и вероятность развития тяжелых осложнений (инсульта и инфаркта), в некоторых случаях, со смертельным исходом. Однако не верно думать, что до наступления менопаузы женщина застрахована от сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и инфарктов. В последнее время это заболевание значительно помолодело. Нередки случаи женского инфаркта и в 40, и даже в 35 лет при нормальном менструальном цикле. И это, прежде всего, связано с неустойчивым эмоциональным фоном у женщин. Медицине известно такое сердечо-сосудистое заболевание, как кардиомиопатия такоцубо, которое иначе называют «синдромом разбитого сердца». Один из главных признаков болезни — резкое снижение сократимости сердечной мышцы, возникающее, во многих случаях, из-за сильных эмоциональных стрессов. Что мы наблюдаем при данном синдроме?  Женщина с совершенно чистыми сосудами может заработать инфаркт. Сильнейшее эмоциональное напряжение также может привести к развитию у женщин такого сердечно-сосудистого заболевания, как стенокардия Принцметала.  Оно возникает вследствие спазма крупных коронарных артерий, а состояние коронарных сосудов находится в полной норме.  Данное заболевание протекает  в виде продолжительных и тяжелых эпизодов сдавливающей боли, приступы которых,  как правило, происходят ночью или рано утром. Если вовремя не оказать помощь, и спазм будет длиться дольше 15 минут,  то это может привести к инфаркту миокарда.

— А как насчет инсульта, в народе также есть мнение, что, в отличие от инфаркта, инсульту чаще подвержены женщины с пониженным давлением, так ли это?

 —Давайте, прежде рассмотрим, что представляет собой инсульт. Это острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к очаговому поражению головного мозга. Он может носить ишемический или геморрагический характер.  В первом случае причиной инсульта является закупорка  артерии, питающей определенный участок мозга. В таких случаях мы наблюдаем ишемию мозга. Говоря народным языком, ишемия – это голод. При нарушении нормального кровотока ухудшается питание нервных клеток головного мозга, а это весьма опасно, поскольку орган работает за счет постоянного поступления к нему кислорода и глюкозы. Второй сценарий –  кровоизлияние в мозг, которое произошло из-за разрыва сосудов. Это тоже инсульт, но геморрагический. Как видите, в обоих случаях  причина инсульта кроется в патологии сосудов – их закупорки или разрыва. Конечно же, в очень многих случаях патология сосудов бывает обусловлена повышенным артериальным давлением. Но все ли гипертоники знают о своей проблеме? Как врач, я должна констатировать, что повышение артериального  давления (даже до 200 мм рт. ст.) у некоторых людей протекает асимптомно. А если нет симптомов, то нет необходимости мерить давление – так считают многие.  И вот представьте, что такому вот «гипотонику» вдруг случайно померили давление. Конечно же, у него случается паника, и он галопом бежит к врачу. После обследования мы видим, в какой запущенной форме находятся его сосуды, и что они в любой момент могут стать причиной, как инфаркта, так и инсульта. С другой стороны резкое понижение артериального давления в связи со сбоем в работе тех или иных органов, может привести к сужению сосудов, что, в свою очередь, может стать  причиной их разрыва. Если разрыв все-таки произошел, то наш организм спешит приостановить  кровотечение, и для этого на месте разорванных участков появляется тромб, который в итоге закрывает весь просвет сосуда, что и приводит к инсульту.  Вот почему очень важно после 35 лет, как женщинам, так и мужчинам регулярно мерить давление, хотя бы раз в год  делать электрокардиограмму или УЗИ сердца.

— Наринэ Сааковна, а теперь давайте поговорим немного о Вас. Почему Вы решили стать врачом?

— Это давняя история (смеется).   Из рассказов взрослых,  я была очень активным ребенком, и у меня постоянно случались какие-то травмы. В день моего 6-летия я сломала руку и была доставлена в больницу. Здесь я просто влюбилась в своего лечащего врача. После выписки я стала всем говорить, что хочу стать доктором и быть похожей на Офелию Амбарцумовну – до сих пор помню, как ее зовут. Со временем моя мечта переросла в цель, я поступила в мединститут, училась с  удовольствием. Несмотря на то, что моя  молодость совпала с очень сложным периодом для нашей страны, я  очень благодарна судьбе за свой профессиональный путь, где я встречала людей, которые способствовали моему становлению в качестве врача, открывали передо мной двери, а не мешали и ставили препятствия.  Интернатуру я проходила в Научно-исследовательском институте кардиологии, затем работала  в МЦ кардиологии и сердечной хирургии  «Норк-Мараш», где Карине Вартановна Саркисян открыла передо мной двери в кардиологию, за что я ей очень благодарна. Именно там я познакомилась с известным кардиохирургом Грайром Овакимяном и его командой, и там состоялся мой профессиональный подъем. В 1999 году я поехала на переподготовку во Францию. Это был для меня великолепный, бесценный опыт! После этого, в 2003 году я по приглашению стала работать в больнице «Эребуни», а затем уже перебралась в МЦ «Астхик», где работаю по сей день.

 — А почему кардиология, ведь это невероятно сложная область медицины?

— Кардиология – для меня подарок! Изначально в качестве специализации я выбрала нейрохирургию, и моим руководителем и наставником был Андроник Ишханович Калайджян. На протяжении пяти лет я интенсивно изучала нейрохирургию, дежурила в больнице, присутствовала на операциях, но однажды Андроник Ишханович сказала, что нейрохирургия − не женская специальность, и посоветовал выбрать другую специализацию.  Если честно, я благодарна ему за этот совет. После этого передо мной  открылись двери в кардиологию…

  — Наринэ Сааковна, а не страшно ли работать с сердцем?  Ведь это − самый важный орган в нашем организме?

— Медицина, вообще, очень сложная наука, и совершенно без разницы, о каком органе идет речь, для функционирования человеческого организма важны все органы. Если есть проблема, и ты болен, то совершенно не важно, что у тебя болит. У каждой специальности есть свои особенности…   Вот, интервенционные кардиологи работают с бьющимся в груди сердцем…

 — А Вы считаете себя смелым человеком?

— Да, пожалуй, я смелый человек, иначе не смогла бы пробиться в этой мужской профессии (смеется).  Но для врача главное не это. Когда я только начинала, я поставила перед собой цель: если я смогу, то буду идти до конца, так как медицина не терпит посредственности. Чтобы быть врачом, нужно обладать рядом качеств: первое – это, конечно же, человеколюбие, также очень важны терпимость, добросовестность, интуиция, выносливость, умелость рук и т.д.

 — Нарине Сааковна, какими будут ваши пожелания нашему читателю?

— Хочу, чтобы люди были внимательнее к себе и своим близким. Как врач, я хочу, чтобы профилактика вошла в нашу кровь, чтобы мы регулярно проходили  профилактическую диагностику и консультировались со специалистами, особенно, когда речь идет о сердце. А еще я хочу пожелать всем здоровья и благополучия!

 — Спасибо Вам большое.